Итоги НКС № 22, прошедшего 12 сентября 2017 года
ПРОТОКОЛ
заседания научно-координационного совета по рассмотрению предложений, поступивших для реализации в 2017 году в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы»
заседания научно-координационного совета по рассмотрению предложений, поступивших для реализации в 2017 году в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы»
от 12 сентября 2017 г. № 22-1
Председательствовал
Председатель научно-координационного совета (далее - НКС),
генеральный директор ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
Никитин Владимир Семенович
Присутствовали:
члены НКС:
начальник отделения программных исследований и планирования ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ответственный секретарь НКС) | Карышев Игорь Владимирович |
генеральный директор АО «ЦНИИ морского флота» | Буянов Сергей Иванович |
советник заместителя генерального директора – руководителя Московского представительства ФГУП «Крыловский государственный научный центр» | Клячко Лев Михайлович |
вице-президент по техническому развитию АО «Объединенная судостроительная корпорация» | Колодяжный Дмитрий Юрьевич |
главный научный сотрудник – консультант ФГУП «Крыловский государственный научный центр», член-корреспондент РАН | Пустошный Александр Владимирович |
заместитель генерального директора по качеству АО ЦКБ МТ «Рубин» | Соколов Сергей Анатольевич |
заместитель генерального директора по судостроению и морской технике – начальник 5 отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр» | Тимофеев Олег Яковлевич |
генеральный директор АО «ЦНИИ «Курс» | Ханычев Виталий Викторович |
научный руководитель – начальник 20 отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр» | Хорошев Виталий Геннадьевич |
(за Антонова С.В.) заместитель главного конструктора АО «СПМБМ «Малахит» |
Горшков Игорь Анатольевич (доверенность № 101/17 от 11.09.2017 г.) |
(за Атласа А.Д.) заместитель начальника управления маркетинга и продаж гражданской продукции АО «Концерн «Моринсис-Агат» |
Сиваев Евгений Вячеславович (доверенность № 41-200-1-60 от 14.06.2017 г.) |
(за Бобровича В.Ю.) ведущий эксперт АО «Концерн «НПО «Аврора» |
Захаров Николай Сергеевич (доверенность № 00210/15/130-17 от 21.08.2017 г.) |
(за Вавилова В.В.) заместитель начальника Управления - начальник отдела ПАО «Газпром» |
Сушков Дмитрий Викторович (доверенность № 03/35/3-ВВ-03 от 07.09.2017 г.) |
(за Головинского С.А.) заместитель генерального директора по строительству флота – руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Санкт-Петербурге – |
Князевский Константин Юрьевич (доверенность № 213-69-ДОВ от 19.06.2017 г.) |
(за Горбова Л.Г.) директор НТФ «Судотехнология» АО «ЦТСС» |
Левшаков Валерий Михайлович (доверенность №1526-10-119 от 07.09. 2017 г.) |
(за Петренко В.Е.) главный технолог ПАО «Газпром» |
Сувалов Анатолий Борисович (доверенность № 03/07/09-ПВ-37 от 11.09.2017 г.) |
(за Сухопарова П.Д.) начальник управления ФГОЗ и ИП АО «Концерн МПО Гидроприбор» |
Панков Игорь Борисович (доверенность № 120 от 10.07.2017 г.) |
(за Туричина Г.А.) проректор по научной работе СПбГМТУ |
Никущенко Дмитрий Владимирович (доверенность №148/14701-20 от 07.09.2017 г.) |
(за Чигая С.Е.) руководитель направления по организации закупок ООО «Газпромнефть-Сахалин» |
Антонов Ян Игоревич (доверенность от 13.06.2017г. № б/н) |
(за Шипико В.В.) начальник отдела государственных научно-технических программ АО «Концерн «Океанприбор» |
Валеев Хаджи-Мурат Магзамович (доверенность №034-06/36 от 19.04.2017 г.) |
Приглашенные:
Е.В.Бабчук, Л.Х.Балдаев, Ю.В.Баринов, О.И.Богданова, В.О.Борусевич, Л.Д.Войтасик, С.В.Глазков, Д.В.Грицюк, О.А.Елисеева, М.М.Женишек, В.П.Куликов, С.П.Мерчев, А.В.Пен, А.П.Пронкин, С.И.Ростовцев, Д.А.Сизоненко, А.А.Синица, М.Ю.Сулоев, В.К.Ханухов, С.С.Шелепанов, А.Ю.Яковлев.
1. О тематике работ направления № 2 «Технологии судостроительного производства. Информационные технологии в судостроении» («Судостроение») государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы»
(Доклад – Д.Ю.Колодяжный. Прения – Я.И.Антонов, Л.Х.Балдаев, Х.-М.М.Валеев, Л.Д.Войтасик, И.В.Карышев, Л.М.Клячко, В.П.Куликов, В.М.Левшаков, С.П.Мерчев, В.С.Никитин, А.В.Пен, Е.В.Сиваев, С.А.Соколов, А.Б.Сувалов, О.Я.Тимофеев, В.К.Ханухов, В.В.Ханычев, В.Г.Хорошев и др.)
Заслушав и обсудив доклад о тематике НИОКР технологического направления № 2 с началом работ в 2017 году, представленных для конкурсного размещения заказов с предложенными сроками исполнения и начальной ценой государственных контрактов,
НКС отмечает:
1.1. Рабочей группой №2 была рассмотрена тематика, предложенная предприятиями для выполнения в 2017 году. При выборе приоритетной тематики рабочая группа руководствовалась соответствием ожидаемых результатов целям и задачам Государственной программы, а также лимитами бюджетного финансирования.
1.2. В соответствии с решением рабочей группы №2 (протокол от 16.08.2017 г. №2/01) и рекомендациями Департамента судостроительной промышленности и морской техники для рассмотрения на данное заседание вынесены 5 тем.
НКС решает:
1.3. Одобрить для проведения конкурсов по НИОКР при условии наличия достаточного объема финансирования с началом в 2017 году следующие работы: ОКР «Трансмиссия-КМ», ОКР «Шторм».
1.4. Повторно рассмотреть на Рабочей группе № 2 следующие работы:
ОКР «Антикорр» – определить номенклатуру изделий, для которых представляется перспективным данный вид обработки, уточнить стоимость, сроки и ожидаемые результаты выполнения работы с учетом полученных результатов и практического применения ОКР «Термодиффузия», а также работ в смежных отраслях промышленности;
ОКР «Доступность» – уточнить наименование, технические требования и ожидаемые результаты ОКР с учетом сокращения стоимости работы и учета требований и задач, решаемых аналогичным оборудованием в судостроительной промышленности.
1.5. Направить ОКР «Информативность» на рассмотрение НТС Минпромторга России по развитию нефтегазового оборудования по направлению «Технологии и оборудование для работы на континентальном шельфе» и, в случае положительного решения, на рассмотрение Рабочей группы № 1. Исключить дублирование с работами, выполнявшимися в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы.
1.6. Поручить рабочей группе № 2 с привлечением необходимых специалистов в срок до 22.09.2017 года:
- представить в Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам НИОКР, а также обоснования начальной максимальной цены (в соответствии с требованиями пункта 1.7) НИОКР, перечисленных в пункте 1.3;
- по ОКР «Трансмиссия-КМ» уточнить шифр и наименование работы для обеспечения соответствия заявленному содержанию. Рекомендовать Минпромторгу России разрешить заявителю ознакомление с результатами ОКР «Вал-композит»;
- по ОКР «Шторм» уточнить технические требования и ожидаемые результаты в части уточнения состава оборудования, увеличения количества разрабатываемого отечественного оборудования, расширения перечня обрабатываемых материалов путем включения в него композитных материалов.
1.7. Начальная максимальная цена всех конкурсных работ и НИОКР по технологическим направлениям ГПРС должна устанавливаться в соответствии с Приказом Минпромторга России от 11.09.2014 №1788 «Об утверждении Методики определения и обоснования начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».
2. О тематике работ направления № 3 Проекты судов, плавсредств и другой морской и речной техники («Новый облик. Научный задел») государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы»
(Доклад – О.Я.Тимофеев. Прения – Я.И.Антонов, С.И.Буянов, Х-М.М.Валеев, И.В.Карышев, Л.М.Клячко, В.С.Никитин, А.В.Пен, А.П.Пронкин, Е.В.Сиваев, А.Б.Сувалов, В.В.Ханычев и др.)
Заслушав и обсудив доклад о тематике НИОКР технологического направления № 3 с началом работ в 2017 году, представленных для конкурсного размещения заказов с предложенными сроками исполнения и начальной ценой государственных контрактов,
НКС отмечает:
2.1. Рабочей группой №3 была рассмотрена тематика, предложенная предприятиями для выполнения в 2017 году. При выборе приоритетной тематики рабочая группа руководствовалась соответствием ожидаемых результатов целям и задачам Государственной программы, а также лимитами бюджетного финансирования.
2.2. В соответствии с решениями рабочей группы №3 (протокол от 30.11.2016 г. №3/10, протокол от 17.08.2017 № 3/5) и рекомендациями Департамента судостроительной промышленности и морской техники для рассмотрения на данное заседание вынесены 2 темы.
2.3. Дополнительно для ознакомления на заседание вынесены 2 темы из состава ведомственного проекта «Развитие газотопливного флота для навигации в прибрежных водах и на внутренних водных путях».
НКС решает:
2.4. Одобрить для проведения конкурсов по НИОКР при условии наличия достаточного объема финансирования с началом в 2017 году следующие работы: НИР «Понтон-модуль», НИР «Ледокол Земснаряд».
2.5. Поручить рабочей группе № 3 с привлечением необходимых специалистов в срок до 22.09.2017 года:
- представить в Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам НИОКР, а также обоснования начальной максимальной цены (в соответствии с требованиями пункта 1.7) НИОКР, перечисленных в пункте 2.4;
- по НИР «Понтон-модуль» (бывшая ОКР) откорректировать технические требования и ожидаемые результаты с учетом преобразования работы в НИР, при корректировке учесть результаты разработок в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы (ОКР «Гусеница», ОКР «Вездеход»);
- по НИР «Ледокол Земснаряд» откорректировать цели и задачи НИР с учетом необходимости разработки технико-экономического обоснования и модели использования судна, получить поддержку от ФГУП «Росморпорт».
2.6. При подготовке технических требований следует учитывать условия п.1.7 настоящего протокола.
2.7. Члены НКС ознакомлены с ОКР «ГМТ – Баржинг» и ОКР «ГМТ – Профессор», входящими в ведомственный проект «Развитие газотопливного флота для навигации в прибрежных водах и на внутренних водных путях». Информация принята к сведению.
3. О тематике работ технологического направления № 6 «Системные исследования развития отраслей промышленности, морских технологий и рынков» («Системные исследования») государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы»
(Доклад – И.В.Карышев. Прения – В.С.Никитин, А.В.Пен, А.Б.Сувалов, В.В.Ханычев и др.)
Заслушав и обсудив доклад о тематике НИОКР технологического направления № 6 с началом работ в 2017 году, представленных для конкурсного размещения заказов с предложенными сроками исполнения и начальной ценой государственных контрактов,
НКС отмечает:
3.1. Рабочей группой №6 была рассмотрена тематика, предложенная предприятиями для выполнения в 2017 году. При выборе приоритетной тематики рабочая группа руководствовалась соответствием ожидаемых результатов целям и задачам Государственной программы, а также лимитами бюджетного финансирования.
3.2. Рабочая группа информирует членов НКС о выполнении решения НКС (протокол №21 от 24.08.2017 г.) по ОКР «Вирта».
3.3. В соответствии с решением рабочей группы №6 (протокол от 31.08.2017г. №6/02) и рекомендациями Департамента судостроительной промышленности и морской техники для рассмотрения на данное заседание вынесена 1 тема.
НКС решает:
3.4. Одобрить для проведения конкурсов по НИОКР при условии наличия достаточного объема финансирования с началом в 2017 году следующие работы: НИР «Мониторинг РПФ», ОКР «Вирта».
3.5. Информация о выполнении решения НКС по ОКР «Вирта» принята к сведению.
3.6. Поручить рабочей группе № 6 с привлечением необходимых специалистов в срок до 22.09.2017 года представить в Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам НИОКР, а также обоснование начальной максимальной цены (в соответствии с требованиями пункта 1.7) НИР «Мониторинг РПФ».
3.7. При подготовке технических требований следует учитывать условия п.1.7 настоящего протокола.
4. О плане работы НКС на конец 2017 года
(Доклад – И.В.Карышев. Прения – В.С.Никитин)
Заслушав и обсудив доклад ответственного секретаря НКС о плане работы НКС на конец 2017 года,
НКС отмечает:
4.1. В соответствии с Приказом Минпромторга России от 26 мая 2017 года № 1681 НКС осуществляет рассмотрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на заседаниях НКС и результаты данного рассмотрения оформляются протоколом заседания НКС.
4.2. Исходя из количества работ, которые предстоит рассмотреть в 2017 году, планируется проведение 3 – 5 заседаний НКС.
НКС решает:
4.3. Принять информацию к сведению.
4.4. Поручить секретариату НКС разработать план-график работы НКС и рабочих групп по рассмотрению результатов выполнения работ по государственной программе на конец 2017 года.
5. Разное
(Выступление – Я.И. Антонов. Прения – Х.-М.М.Валеев, И.В.Карышев, В.С.Никитин, О.Я.Тимофеев и др.)
Заслушав выступление представителя ПАО «Газпромнефть» Я.И. Антонова,
НКС отмечает:
5.1. Тематика, реализуемая в настоящее время, а также заявленная к реализации с 2017 года по Подпрограмме 2 «Развитие технологического потенциала гражданского судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» была инициирована и получила поддержку ПАО «Газпром» и ПАО «Газпромнефть».
НКС решает:
5.2. Рекомендовать Минпромторгу России в целях повышения эффективности реализации НИОКР по Подпрограмме 2 «Развитие технологического потенциала гражданского судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» осуществлять привлечение специалистов ПАО «Газпром» и ПАО «Газпромнефть» к рассмотрению программ и методик испытаний, проведению испытаний и рассмотрению результатов работ по Подпрограмме 2 «Развитие технологического потенциала гражданского судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений».
ПРОТОКОЛ
заседания научно-координационного совета по рассмотрению досрочного завершении ОКР «Разработка комплекса ледостойких и негорючих композиционных материалов с использованием технологий вычислительного материаловедения и создание трех типов самоходных спасательных средств из разработанных керамоматричных структур» (шифр «Спасатель») в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы»
1. О досрочном завершении ОКР «Разработка комплекса ледостойких и негорючих композиционных материалов с использованием технологий вычислительного материаловедения и создание трех типов самоходных спасательных средств из разработанных керамоматричных структур» (шифр «Спасатель»)
(Доклад – А.А.Синица. Прения – Х-М.М.Валеев, И.В.Карышев, Л.М.Клячко, Д.Ю.Колодяжный, В.С.Никитин, А.В.Пен, А.В.Пустошный, А.Б.Сувалов, М.Ю.Сулоев, О.Я.Тимофеев, В.В.Ханычев и др.)
Заслушав и обсудив доклад о досрочном завершении ОКР «Разработка комплекса ледостойких и негорючих композиционных материалов с использованием технологий вычислительного материаловедения и создание трех типов самоходных спасательных средств из разработанных керамоматричных структур» (шифр «Спасатель»),
НКС отмечает:
1.1. Исполнителем ОРК «Спасатель» НИТУ «МИСиС» заявлено о выявленных по итогам выполнения 1 этапа технических проблемах применения на универсальном спасательном плавсредстве (УСП) всех трех вариантов сменных движительно-рулевых комплексов (ДРК), разновидности исполнения которых были указаны в техническом задании по теме. Выявленные проблемы не позволяют выполнить требования технического задания ОКР «Спасатель» (государственный контракт от 24 октября 2016 г. № 16411.1810190019.09.009).
1.2. Рабочей группой № 1 было рассмотрено заявление исполнителя и сделан вывод о нецелесообразности продолжения ОКР «Спасатель», поскольку ни один из рассмотренных исполнителем ДРК при заданной пассажировместимости УСП, не пригоден для использования на УСП. Рабочей группой № 1 рекомендовано завершить выполнение ОКР «Спасатель», проводимой по государственному контракту № 16411.1810190019.09.009 от 24.10.2016 г. (протокол от 24 марта 2017 г. № 1/1).
1.3. НКС (протокол № 20-1 от 03 августа 2017 года) было вынесено решение о более детальном рассмотрении вопроса и подробном докладе результатов выполнения 1 этапа темы с представлением на заседание экспертных заключений и обоснований стоимости работ 1 этапа.
1.4. На данное заседание НКС представлено экспертное заключение по эскизному и техническим проектам универсального спасательного плавсредства (УСП01 и УСП02) от АО «ЦНИИ морского флота», утвержденное генеральным директором С.И.Буяновым 1 августа 2017 года, в котором указана техническая возможность решения задачи при применении на УСП не предусмотренного техническим заданием водометного ДРК и уменьшения пассажировместимости УСП.
1.5. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
Разработанная документация по 1 этапу представлена Исполнителем по государственному контракту в полном объеме и рассмотрена Рабочей группой № 1 (протокол заседания от 06.12.2016 г. № 1/13).
Работы по последующим этапам ОКР «Спасатель» исполнителем не велись.
1.6. Оценка соответствия полученных результатов темы требованиям контракта.
Разработанная документация по 1 этапу представленная Исполнителем формально соответствует требованиям государственного контракта и рассмотрена Рабочей группой № 1. В Протоколе заседания от 06.12.2016 г. № 1/13 Департаменту судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России рекомендовано принять работы по этапу 1 ОКР «Спасатель» и откорректировать техническое задание на последующие этапы ОКР с учетом перспектив практического внедрения.
Работы по последующим этапам ОКР «Спасатель» исполнителем не велись.
1.7. Прогноз перспективы использования результатов.
Сформирован массив справочной информации по существующим композиционным материалам, с анализом их свойств и области применения.
Разработана базовая технология формирования деталей и узлов УСП с использованием модифицированных композиционных материалов.
Выработаны конструктивные решения для УСП, в том числе: двухзвенная компоновка плавсредства; поворотно-сцепное устройство для управления УСП; специальная конструкция гусениц, позволяющая передвигаться по льду и суше. Решения были проверены путем виртуальной отработки в режиме параметрического и имитационного моделирования поведения объекта в различных эксплуатационных условиях.
Перспективы использования полученных результатов требуют дополнительного анализа и проработки.
НКС решает:
1.8. Выводы и рекомендации по результатам рассмотрения.
1.8.1. Формально работы по 1 этапу темы выполнены, однако Исполнитель не воспользовался правом, данным ему пунктом 6.1.5. государственного контракта от 24 октября 2016 г. № 16411.1810190019.09.009, несмотря на наличие принципиальной технической возможности положительного решения поставленной задачи, о которой свидетельствует заключение АО «ЦНИИ морского флота» (п.1.4 настоящего Протокола).
1.8.2. Учитывая сложившиеся обстоятельства, рекомендовать Департаменту судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России принять часть выполненной ОКР «Спасатель» по фактически достигнутым результатам на 1 этапе темы и расторгнуть государственный контракт по соглашению Сторон.
1.8.3. Создать независимую комиссию из профильных специалистов, в том числе с участием членов Рабочей группы №1 при Научно-координационном совете, по рассмотрению результатов ОКР «Спасатель» для оценки обоснованности фактически понесенных затрат и определения дальнейшего использования полученных результатов.
назад к списку новостей