Итоги заседания НКС № 42-1, прошедшего 9 декабря 2019 года

 
 ПРОТОКОЛ
заседания научно-координационного совета по рассмотрению результатов выполнения тематики по государственной программе Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», а также проектов дорожной карты МариНет Национальной технологической инициативы
 
от 09 декабря 2019 г.                                                                                                №  42-1

 
Председательствовал:

заместитель председателя научно-координационного совета (далее - НКС),
генеральный директор - научный руководитель
АО «Акустический институт имени академика Н.Н. Андреева»
Гладилин Алексей Викторович


Присутствовали:

члены НКС:

начальник отделения программных исследований и планирования ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ответственный секретарь НКС)

Карышев Игорь Владимирович

главный конструктор АО «СПМБМ «Малахит»

Антонов Владимир Сергеевич

генеральный директор АО «ЦНИИМФ»

Буянов Сергей Иванович

заместитель начальника Департамента ПАО «Газпром»

Вавилов Владимир Валерьевич

генеральный директор НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей»

Орыщенко Алексей Сергеевич

начальник Управления техники и технологии разработки морских месторождений Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ПАО «Газпром»

Петренко Вадим Евгеньевич

первый заместитель генерального директора по науке АО «Концерн «Гранит-Электрон»

Подоплёкин Юрий Федорович

главный научный сотрудник – консультант ФГУП «Крыловский государственный научный центр», член-корреспондент РАН

Пустошный Александр
Владимирович

генеральный директор АО «ЦНИИ «Курс»

Ханычев Виталий Викторович

(за Муратова Е.В.) советник отдела развития нефтегазового оборудования Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России

Юлгушев Шамиль Рюстямович
(доверенность от 06.12.2019 г. №1)

(за Ашика И.М.) заведующий отделом ледовых качеств судов ФГБУ «Арктический и антарктический научно – исследовательский институт»

Лихоманов Владимир Алексеевич
(доверенность от 10.03.2019 г. № 25-708/1)

(за Бобровича В.Ю.) главный научный сотрудник АО «Концерн «НПО «Аврора»

Губанов Юрий Александрович
(доверенность от 12.02.2019 г. № 00210/15/66-19)

(за Головинского С.А.) заместитель генерального директора по строительству флота – руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Санкт-Петербурге

Князевский Константин Юрьевич
(доверенность от 19.06.2017 г. №213/69-ДОВ)

(за Горбова Л.Г.) директор центра управления программами инновационного развития и координации НИОКР АО «ЦТСС»

Шкодин Дмитрий Анатольевич
(доверенность от 10.01.2019 г. № 1526-10-26)

(за Клячко Л.М.) заместитель начальника отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

Чемоданов Александр Владимирович
(доверенность от 05.11.2019 г. № б/н)

(за Колодяжного Д.Ю.) главный специалист Департамента технического развития АО «ОСК»

Булюкина Наталия Александровна
(доверенность от 08.11.2019 № 2219-К)

(за Хорошева В.Г.) заместитель начальника отделения – начальник отдела 43 ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

Попов Леонид Николаевич
(доверенность от 07.04.2019 г. № б/н)

(за Чигая С.Е.) руководитель направления по организации закупок ООО «Газпромнефть-Сахалин»

Антонов Ян Игоревич
(доверенность от 11.04.2019 г. №НК-92/6689)

(за Шакало И.В.) руководитель портфеля проектов Управления гражданского судостроения С-З региона Департамента гражданского судостроения АО «ОСК»

Волков Анатолий Юрьевич
(доверенность от18.02.2019 г. № б/н)

(за Шипико В.В.) начальник отдела государственных научно-технических программ АО «Концерн «Океанприбор»

Валеев Хаджи-Мурат Магзамович
(доверенность от 10.01.2019 г. № 057-13-874)


Приглашенные:

А.С. Безручко, А.К. Бердникова, Н.А. Бурлакова, В.М. Воробьев, К.Ю. Гусев, И.В. Демченко, В.Ю. Дорофеев,  В.В. Каретников, В.В. Клюев, В.А. Кудаков, А.И. Кузенков, А.Ю. Лебедев, И.И. Малышев, А.В. Марченко, В.Е. Михайлов, С.В. Михайлов, А.И. Мичурин, Г.К. Муранов, С.В. Овечкин, Е.О. Ольховик, А.Л. Похазников, С.И. Ростовцев, А.В. Рыжков, В.В. Савин, Е.В. Сиваев,  А.Б. Сувалов, Д.В. Сушков, К.В. Фролов, А.В. Чекмарёв, Т.Г. Чистякова, А.Б. Чуриков, В.М. Шапошников, А.В. Шевченко, М.Ю. Юдин.

Секретариат в составе: М.М. Женишек, Д.А. Сизоненко.

1. О работах но направлению «Подводные добычные комплексы» (доклад руководителя рабочей группы №1 «Освоение шельфа»)

(Доклад - А.В. Чемоданов. Прения - В.В.Вавилов, Х-М.М.Валеев, А.В.Гладилин, В.Ю.Дорофеев, И.В.Карыилев, А.С.Орыщенко, В.Е.Петренко, В.В.Ханычев и др.)

Руководитель рабочей группы (далее-РГ) отметил:

1.1. Работы по организации создания импортозамещающего оборудования для морской нефтегазовой отрасли были начаты в 2014 году в рамках деятельности экспертной группы «Технологии и оборудование для шельфовых проектов» НТС Минпромторга России по развитию нефтегазового оборудования (руководитель экспертной группы - начальник управления техники и технологии разработки морских месторождений Департамента 307 ПАО «Газпром» В.Е. Петренко).

1.2. В 2016 году направление «Подводные добычные комплексы» было выделено в отдельную экспертную группу (руководитель-директор Департамента 335 ПАО «Газпром» П.В. Крылов). В результате подготовительной работы данной экспертной группы, а также деятельности Рабочей группы № 1 и ИКС по госпрограмме «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» было сформировано 11 ОКР по созданию основных элементов системы подводной добычи. Подготовкой технических требований на эти ОКР и организацией конкурсов занимался Департамент станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России при технической поддержке дочерней структуры ПАО «Газпром» - ООО «Газпром 335». Фактические сроки работ, заявленных при постановке как трехлетние, составили от 20 до 26 месяцев.

1.3. В октябре 2019 года основные результаты работ (опытные и макетные образцы) по всем 11 ОКР были представлены в составе экспозиции ПАО «Газпром» и Минпромторга России «Импортозамещение в газовой отрасли» на Газовом форуме в Санкт-Петербурге.

1.4. Результаты завершающих этапов ОКР рассматривались на заседании Рабочей группы № 1 (протокол от 31.10.2019 г. № 1/17). По всем 11 ОКР отмечено завершение разработки и изготовления опытных образцов, а также формирование кооперации, обеспечивающей создание оборудования. В то же время отмечено неполное завершение комплекса испытаний, предусмотренных техническими заданиями. Секретариату РГ № 1 поручено подтвердить готовность к представлению работ в целом для рассмотрения на заседании ИКС по мере поступления недостающей документации по результатам испытаний.

1.5. На заседании рабочей группы № 1 (протокол от 04.12.2019 г. № 1/18) подтверждено представление документации по 7 ОКР, а также готовность представить ее к заседанию НКС по остальным 4 ОКР. К указанному протоколу рабочей группы 1/18 представлено особое мнение члена РГ от Департамента 307 ПАО «Газпром», главного технолога А.Б. Сувалова, констатирующего неполноту завершения испытаний на момент участия в них представителей от Департамента 307 ПАО «Газпром» (в период 13-29.11.2019 г.) по 4 ОКР.

1.6. Рабочая группа № 1 выносит на заседание НКС рассмотрение результатов ОКР, по которым исполнителями и куратором от функционального заказчика (ООО «Газпром 335») подтверждено наличие документации, удостоверяющей выполнение работ в полном объеме.
 
Заслушав и обсудив выступление руководителя рабочей группы №1 «Освоение шельфа»,

НКС решает:

1.7. Рассмотреть результаты 6 ОКР, по которым исполнителями и куратором от функционального заказчика (ООО «Газпром 335») заявлено наличие документации, удостоверяющей выполнение работ: ОКР «Манифольд», ОКР «Системы управления СПД», ОКР «Фонтанная Арматура», ОКР «Шлангокабель», ОКР «Система доступа в скважину», ОКР «Подвеска НКТ».

1.8. Повторно рассмотреть на РГ №1 «Освоение шельфа» 5 работ по созданию основных элементов системы подводной добычи: ОКР «Устьевое оборудование», ОКР «Камера приема-запуска очистных и интеллектуальных устройств», ОКР «Оконечные устройства», ОКР «Комплекс», ОКР «Система соединительных элементов оборудования СПД» с целью оценки полноты представленной на рассмотрение документации и соответствия полученных результатов тем требованиям государственных контрактов.

2. О рассмотрении результатов выполнения тематики по государственной программе Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторояедений»

(Доклады - В.С.Антонов, К.Ю.Гусев, М.Ю.Юдин, А.В.Шевченко, А.В.Чекмарёв, В.М.Воробьев, В.В.Клюев. Прения - Я.И.Антонов, С.И.Буянов, В.В.Вавилов, X- М.М.Валеев, А.В.Гладилин, К.Ю.Гусев, В.Ю.Дорофеев, И.В.Карышев, Г.К.Муранов, А.С.Орыщенко, В.Е.Петренко, А.Б.Сувалов, Д.В.Сушков, В.В.Ханычев, А.В. Чемоданов, Д.А.Шкодин, Ш.Р.Юлгушев и др.)

Заслушав и обсудив доклады по рассмотрению результатов выполнения тематики в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений»: ОКР «Манифольд», ОКР «Системы управления СПД», ОКР «Фонтанная Арматура», ОКР «Шлангокабель»,ОКР «Система доступа в скважину», ОКР «Подвеска НКТ», ОКР «Лидер-ООБ», НИР «БЭСВТ»,

НКС отмечает:

2.1. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
 
Документация по ОКР «Манифольд», ОКР «Системы управления СПД», ОКР «Фонтанная Арматура», ОКР «Шлангокабель», ОКР «Система доступа в скважину», ОКР «Подвеска НКТ», ОКР «Лидер-ООБ», НИР «БЭСВТ» представлена в полном объеме в соответствии с техническими заданиями.

По ОКР «Манифольд», ОКР «Системы управления СПД», ОКР «Фонтанная Арматура», ОКР «Шлангокабель», ОКР «Система доступа в скважину» протоколы испытаний представлены только в ходе заседания НКС.

2.2. Оценка соответствия полученных результатов темы требованиям контракта.
 
Полученные результаты по темам: ОКР «Манифольд», ОКР «Системы управления СПД», ОКР «Фонтанная Арматура», ОКР «Шлангокабель» ОКР «Система доступа в скважину», ОКР «Подвеска НКТ», ОКР «Лидер-ООБ», НИР «БЭСВТ» соответствуют требованиям контрактов.

2.3. Прогноз перспективы использования результатов.

2.3.1. Результаты ОКР «Манифольд». Разработанные технологии и основные узлы будут использованы при строительстве и испытаниях кустовых манифольдов в рамках реализации проектов СПД на шельфе, в первую очередь, в рамках проекта «Сахалин-3» на базе Южно-Киринского газоконденсатного месторождения. Разработка отечественной конструкции манифольда и донной опорной плиты с интегрированной защитой позволит сократить затраты, избежать зависимости от покупки иностранного оборудования и комплектующих. Потенциальные потребители - компании группы «Газпром» и других недропользователей на российском шельфе.

2.3.2. Результаты ОКР «Системы управления СПД». Система управления, разработанная в рамках ОКР «Системы управления СПД», соответствует международным стандартам в области СПД, соответствует либо превосходит по параметрам лучшие образцы аналогичных систем иностранного производства и может применяться для импортозамещения оборудования иностранного производства как при освоении новых месторождений, так и при модернизации существующих. Технологии, разработанные в рамках ОКР могут использоваться на подводных месторождениях как газа, так и нефти, в любых климатических условиях, в том числе арктических, Наиболее перспективное применение - Южно-Киринское газоконденсатное месторождение.

2.3.3. Результаты ОКР «Фонтанная Арматура». Разработанная в рамках ОКР «Фонтанная арматура» подводная добычная фонтанная арматура и штуцерный модуль являются уникальными и единственными отечественными образцами оборудования подобного рода для подводной добычи углеводородов на шельфе. Разработанные изделия не уступают зарубежным аналогам. Результаты ОКР, после прохождения программы квалификационных испытаний и последующей доработки оборудования, будут использованы при обустройстве морских месторождений углеводородов на акваториях глубиной до 500 м, в первую очередь, Южно-Киринского месторождения.

2.3.4. Результаты ОКР «Шлангокабель». Разработанные шлангокабели и их оконечные устройства, являющиеся уникальными отечественными образцами подобного оборудования, не уступающими зарубежным аналогам, могут быть использованы при обустройстве морских месторождений углеводородов на акваториях глубиной до 500 м, в первую очередь, Южно-Киринского месторождения, а также при проведении работ по ремонту и обслуживанию скважин с подводным заканчиванием.

2.3.5. Результаты ОКР «Система доступа в скважину». Российская система доступа в скважину, разработанная в рамках ОКР «Система доступа в скважину», позволит сократить затраты и избежать зависимости от покупки иностранного оборудования и комплектующих при создании проектов СПД. В частности, технологии, полученные в результате выполнения ОКР предполагаются к использованию при обустройстве шельфовых месторождений углеводородов на акваториях с глубинами до 500 м, в том числе при обустройстве Южно-Киринского месторождения на шельфе о. Сахалин, перспективных месторождений на арктическом шельфе в акваториях Баренцева и Карского морей (Штокмановское, Ледовое, Лудловское, Северо-Кильдинское, Мурманское, Ленинградское, Русановское, Белоостровское, Победа и др.), а также при проведении работ по капитальному ремонту и техническому обслуживанию находящихся в эксплуатации подводных скважин на Киринском газоконденсатном месторождении.

2.3.6. Результаты ОКР «Подвеска НКТ» могут быть использованы при реализации проекта по созданию СПД углеводородных ресурсов на континентальном шельфе (в рамках проекта «Сахалин-3» на базе Южно-Киринского газоконденсатною месторождения и др.). Потенциальные потребители - компании группы «Газпром» и других недропользователей на российском шельфе. В настоящее время между АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» и АО «НЗ 70-летия Победы» ведется согласование договора на поставку первых серийных комплектов оборудования подвески НКТ с инструментом для спуска в интересах выполнения долгосрочного договора АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и ПАО «Газпром».

2.3.7. Результаты ОКР «Лидер-ООБ» предполагается использовать для реализации ОКР «Разработка технического проекта атомного ледокола -лидера мощностью на винтах 120 МВт для круглогодичной работы на трассе Северного Морского Пути» (шифр «Ледокол-лидер»), что в дальнейшем будет способствовать обеспечению эффективного освоения природных ресурсов, развития промышленных комплексов, улучшения транспортных связей, обеспечения безопасности мореплавания, укрепления обороноспособности, проведения научных исследований для закрепления суверенных прав Российской Федерации в Арктике.

2.3.8. Результаты НИР «БЭСВТ» будут использованы при разработке планов по адаптации существующей воднотранспортной инфраструктуры РФ для поэтапного внедрения в Российской Федерации безэкипажных средств водного транспорта, а также при создании, проектировании и эксплуатации новой транспортной инфраструктуры водного транспорта и ее отдельных объектов для эксплуатации безэкипажных средств водного транспорта и обычных видов транспорта в различных комбинациях.
 
НКС решает:

2.4. Выводы и рекомендации по результатам рассмотрения.

2.4.1. НКС считает работы: ОКР «Манифольд», ОКР «Системы управления СПД», ОКР «Фонтанная Арматура», ОКР «Шлангокабель», ОКР «Система доступа в скважину», ОКР «Подвеска НКТ», ОКР «Лидер-ООБ», НИР «БЭСВТ», выполненными в объемах и в сроки, установленные техническими заданиями, констатирует соответствие результатов рассмотренных НРЮКР требованиям государственных контрактов, а также подтверждает перспективность внедрения результатов НИОКР.

2.4.2. По ОКР «Манифольд», ОКР «Системы управления СПД», ОКР «Фонтанная Арматура», ОКР «Шлангокабель», ОКР «Система доступа в скважину» представить в Департамент станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России полный комплект документации по ОКР в соответствии с требованиями государственных контрактов.

3. О проекте дорожной карты МариНет Национальной технологической инициативы (направление «Технологии освоения ресурсов океана»)

(Доклад - В.В.Савин. Прения - Х-М.М. Валеев, А.В.Гладилин, А.В.Пустошный и др.)

Заслушав и обсудив доклад по проекту дорожной карты Национальной технологической инициативы Агентства стратегических инициатив «МариНет» по направлению «Технологии освоения ресурсов океана»,
 
НКС отмечает:

3.1. В соответствии с решением НКС (протокол № 40-1 от 21.10.2019 г. п.2.3: «Повторно рассмотреть на заседании НКС проект «Развитие ГидроМаринн/ комплекса МПАК 3D» после устранения замечаний согласно протоколу № 38-2 от 30.08.2019 г. п.2.3: «Ознакомиться с работами АО «ЦКБ МТ «Рубин» с целью исключения дублирования. Обосновать новизну и стоимость работ») на данное заседание повторно вынесен проект Национальной технологической инициативы Агентства стратегических инициатив «МариНет»).

3.2. В АО «ЦКБ МТ «Рубин» отправлен запрос от ООО «ГидроМаринн» от 11.11.2019 г. №028-19 с просьбой подтвердить информацию о разработках по данной тематике для гражданского применения, так как в открытых источниках подобная информация отсутствует.

3.3. Представлены письма от АО «Концерн «Моринформсисгема-Агат» от 02.12.2019 г. №61000-1/9-1506 и от АО «АКИН» от 02.12.2019 г. № 402-23/1282, поддерживающие данный проект.
 
НКС решает:

3.4. НКС считает, что прямых пересечений с ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы и с государственной программой Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» по рассмотренному проекту нет.

3.5. Одобрить для дальнейшего рассмотрения в рамках реализации дорожной карты МариНет Национальной Технологической Инициативы проект - «Развитие ГидроМаринн/ комплекса МПАК 3D».


назад к списку новостей