Итоги заседания НКС № 42-1, прошедшего 9 декабря 2019 года
от 09 декабря 2019 г. № 42-1
Председательствовал:
заместитель председателя научно-координационного совета (далее - НКС),
генеральный директор - научный руководитель
АО «Акустический институт имени академика Н.Н. Андреева»
Гладилин Алексей Викторович
Присутствовали:
члены НКС:
начальник отделения программных исследований и планирования ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ответственный секретарь НКС) |
Карышев Игорь Владимирович |
главный конструктор АО «СПМБМ «Малахит» |
Антонов Владимир Сергеевич |
генеральный директор АО «ЦНИИМФ» |
Буянов Сергей Иванович |
заместитель начальника Департамента ПАО «Газпром» |
Вавилов Владимир Валерьевич |
генеральный директор НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» |
Орыщенко Алексей Сергеевич |
начальник Управления техники и технологии разработки морских месторождений Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ПАО «Газпром» |
Петренко Вадим Евгеньевич |
первый заместитель генерального директора по науке АО «Концерн «Гранит-Электрон» |
Подоплёкин Юрий Федорович |
главный научный сотрудник – консультант ФГУП «Крыловский государственный научный центр», член-корреспондент РАН |
Пустошный Александр |
генеральный директор АО «ЦНИИ «Курс» |
Ханычев Виталий Викторович |
(за Муратова Е.В.) советник отдела развития нефтегазового оборудования Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России |
Юлгушев Шамиль Рюстямович |
(за Ашика И.М.) заведующий отделом ледовых качеств судов ФГБУ «Арктический и антарктический научно – исследовательский институт» |
Лихоманов Владимир Алексеевич |
(за Бобровича В.Ю.) главный научный сотрудник АО «Концерн «НПО «Аврора» |
Губанов Юрий Александрович |
(за Головинского С.А.) заместитель генерального директора по строительству флота – руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Санкт-Петербурге |
Князевский Константин Юрьевич |
(за Горбова Л.Г.) директор центра управления программами инновационного развития и координации НИОКР АО «ЦТСС» |
Шкодин Дмитрий Анатольевич |
(за Клячко Л.М.) заместитель начальника отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр» |
Чемоданов Александр Владимирович |
(за Колодяжного Д.Ю.) главный специалист Департамента технического развития АО «ОСК» |
Булюкина Наталия Александровна |
(за Хорошева В.Г.) заместитель начальника отделения – начальник отдела 43 ФГУП «Крыловский государственный научный центр» |
Попов Леонид Николаевич |
(за Чигая С.Е.) руководитель направления по организации закупок ООО «Газпромнефть-Сахалин» |
Антонов Ян Игоревич |
(за Шакало И.В.) руководитель портфеля проектов Управления гражданского судостроения С-З региона Департамента гражданского судостроения АО «ОСК» |
Волков Анатолий Юрьевич |
(за Шипико В.В.) начальник отдела государственных научно-технических программ АО «Концерн «Океанприбор» |
Валеев Хаджи-Мурат Магзамович |
Приглашенные:
Секретариат в составе: М.М. Женишек, Д.А. Сизоненко.
1. О работах но направлению «Подводные добычные комплексы» (доклад руководителя рабочей группы №1 «Освоение шельфа»)
(Доклад - А.В. Чемоданов. Прения - В.В.Вавилов, Х-М.М.Валеев, А.В.Гладилин, В.Ю.Дорофеев, И.В.Карыилев, А.С.Орыщенко, В.Е.Петренко, В.В.Ханычев и др.)
Руководитель рабочей группы (далее-РГ) отметил:
1.1. Работы по организации создания импортозамещающего оборудования для морской нефтегазовой отрасли были начаты в 2014 году в рамках деятельности экспертной группы «Технологии и оборудование для шельфовых проектов» НТС Минпромторга России по развитию нефтегазового оборудования (руководитель экспертной группы - начальник управления техники и технологии разработки морских месторождений Департамента 307 ПАО «Газпром» В.Е. Петренко).
1.2. В 2016 году направление «Подводные добычные комплексы» было выделено в отдельную экспертную группу (руководитель-директор Департамента 335 ПАО «Газпром» П.В. Крылов). В результате подготовительной работы данной экспертной группы, а также деятельности Рабочей группы № 1 и ИКС по госпрограмме «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» было сформировано 11 ОКР по созданию основных элементов системы подводной добычи. Подготовкой технических требований на эти ОКР и организацией конкурсов занимался Департамент станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России при технической поддержке дочерней структуры ПАО «Газпром» - ООО «Газпром 335». Фактические сроки работ, заявленных при постановке как трехлетние, составили от 20 до 26 месяцев.
1.3. В октябре 2019 года основные результаты работ (опытные и макетные образцы) по всем 11 ОКР были представлены в составе экспозиции ПАО «Газпром» и Минпромторга России «Импортозамещение в газовой отрасли» на Газовом форуме в Санкт-Петербурге.
1.4. Результаты завершающих этапов ОКР рассматривались на заседании Рабочей группы № 1 (протокол от 31.10.2019 г. № 1/17). По всем 11 ОКР отмечено завершение разработки и изготовления опытных образцов, а также формирование кооперации, обеспечивающей создание оборудования. В то же время отмечено неполное завершение комплекса испытаний, предусмотренных техническими заданиями. Секретариату РГ № 1 поручено подтвердить готовность к представлению работ в целом для рассмотрения на заседании ИКС по мере поступления недостающей документации по результатам испытаний.
1.5. На заседании рабочей группы № 1 (протокол от 04.12.2019 г. № 1/18) подтверждено представление документации по 7 ОКР, а также готовность представить ее к заседанию НКС по остальным 4 ОКР. К указанному протоколу рабочей группы 1/18 представлено особое мнение члена РГ от Департамента 307 ПАО «Газпром», главного технолога А.Б. Сувалова, констатирующего неполноту завершения испытаний на момент участия в них представителей от Департамента 307 ПАО «Газпром» (в период 13-29.11.2019 г.) по 4 ОКР.
1.6. Рабочая группа № 1 выносит на заседание НКС рассмотрение результатов ОКР, по которым исполнителями и куратором от функционального заказчика (ООО «Газпром 335») подтверждено наличие документации, удостоверяющей выполнение работ в полном объеме.
НКС решает:
1.7. Рассмотреть результаты 6 ОКР, по которым исполнителями и куратором от функционального заказчика (ООО «Газпром 335») заявлено наличие документации, удостоверяющей выполнение работ: ОКР «Манифольд», ОКР «Системы управления СПД», ОКР «Фонтанная Арматура», ОКР «Шлангокабель», ОКР «Система доступа в скважину», ОКР «Подвеска НКТ».
1.8. Повторно рассмотреть на РГ №1 «Освоение шельфа» 5 работ по созданию основных элементов системы подводной добычи: ОКР «Устьевое оборудование», ОКР «Камера приема-запуска очистных и интеллектуальных устройств», ОКР «Оконечные устройства», ОКР «Комплекс», ОКР «Система соединительных элементов оборудования СПД» с целью оценки полноты представленной на рассмотрение документации и соответствия полученных результатов тем требованиям государственных контрактов.
2. О рассмотрении результатов выполнения тематики по государственной программе Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторояедений»
(Доклады - В.С.Антонов, К.Ю.Гусев, М.Ю.Юдин, А.В.Шевченко, А.В.Чекмарёв, В.М.Воробьев, В.В.Клюев. Прения - Я.И.Антонов, С.И.Буянов, В.В.Вавилов, X- М.М.Валеев, А.В.Гладилин, К.Ю.Гусев, В.Ю.Дорофеев, И.В.Карышев, Г.К.Муранов, А.С.Орыщенко, В.Е.Петренко, А.Б.Сувалов, Д.В.Сушков, В.В.Ханычев, А.В. Чемоданов, Д.А.Шкодин, Ш.Р.Юлгушев и др.)
Заслушав и обсудив доклады по рассмотрению результатов выполнения тематики в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений»: ОКР «Манифольд», ОКР «Системы управления СПД», ОКР «Фонтанная Арматура», ОКР «Шлангокабель»,ОКР «Система доступа в скважину», ОКР «Подвеска НКТ», ОКР «Лидер-ООБ», НИР «БЭСВТ»,
НКС отмечает:
2.1. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
По ОКР «Манифольд», ОКР «Системы управления СПД», ОКР «Фонтанная Арматура», ОКР «Шлангокабель», ОКР «Система доступа в скважину» протоколы испытаний представлены только в ходе заседания НКС.
2.2. Оценка соответствия полученных результатов темы требованиям контракта.
2.3. Прогноз перспективы использования результатов.
2.3.1. Результаты ОКР «Манифольд». Разработанные технологии и основные узлы будут использованы при строительстве и испытаниях кустовых манифольдов в рамках реализации проектов СПД на шельфе, в первую очередь, в рамках проекта «Сахалин-3» на базе Южно-Киринского газоконденсатного месторождения. Разработка отечественной конструкции манифольда и донной опорной плиты с интегрированной защитой позволит сократить затраты, избежать зависимости от покупки иностранного оборудования и комплектующих. Потенциальные потребители - компании группы «Газпром» и других недропользователей на российском шельфе.
2.3.2. Результаты ОКР «Системы управления СПД». Система управления, разработанная в рамках ОКР «Системы управления СПД», соответствует международным стандартам в области СПД, соответствует либо превосходит по параметрам лучшие образцы аналогичных систем иностранного производства и может применяться для импортозамещения оборудования иностранного производства как при освоении новых месторождений, так и при модернизации существующих. Технологии, разработанные в рамках ОКР могут использоваться на подводных месторождениях как газа, так и нефти, в любых климатических условиях, в том числе арктических, Наиболее перспективное применение - Южно-Киринское газоконденсатное месторождение.
2.3.3. Результаты ОКР «Фонтанная Арматура». Разработанная в рамках ОКР «Фонтанная арматура» подводная добычная фонтанная арматура и штуцерный модуль являются уникальными и единственными отечественными образцами оборудования подобного рода для подводной добычи углеводородов на шельфе. Разработанные изделия не уступают зарубежным аналогам. Результаты ОКР, после прохождения программы квалификационных испытаний и последующей доработки оборудования, будут использованы при обустройстве морских месторождений углеводородов на акваториях глубиной до 500 м, в первую очередь, Южно-Киринского месторождения.
2.3.4. Результаты ОКР «Шлангокабель». Разработанные шлангокабели и их оконечные устройства, являющиеся уникальными отечественными образцами подобного оборудования, не уступающими зарубежным аналогам, могут быть использованы при обустройстве морских месторождений углеводородов на акваториях глубиной до 500 м, в первую очередь, Южно-Киринского месторождения, а также при проведении работ по ремонту и обслуживанию скважин с подводным заканчиванием.
2.3.5. Результаты ОКР «Система доступа в скважину». Российская система доступа в скважину, разработанная в рамках ОКР «Система доступа в скважину», позволит сократить затраты и избежать зависимости от покупки иностранного оборудования и комплектующих при создании проектов СПД. В частности, технологии, полученные в результате выполнения ОКР предполагаются к использованию при обустройстве шельфовых месторождений углеводородов на акваториях с глубинами до 500 м, в том числе при обустройстве Южно-Киринского месторождения на шельфе о. Сахалин, перспективных месторождений на арктическом шельфе в акваториях Баренцева и Карского морей (Штокмановское, Ледовое, Лудловское, Северо-Кильдинское, Мурманское, Ленинградское, Русановское, Белоостровское, Победа и др.), а также при проведении работ по капитальному ремонту и техническому обслуживанию находящихся в эксплуатации подводных скважин на Киринском газоконденсатном месторождении.
2.3.6. Результаты ОКР «Подвеска НКТ» могут быть использованы при реализации проекта по созданию СПД углеводородных ресурсов на континентальном шельфе (в рамках проекта «Сахалин-3» на базе Южно-Киринского газоконденсатною месторождения и др.). Потенциальные потребители - компании группы «Газпром» и других недропользователей на российском шельфе. В настоящее время между АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» и АО «НЗ 70-летия Победы» ведется согласование договора на поставку первых серийных комплектов оборудования подвески НКТ с инструментом для спуска в интересах выполнения долгосрочного договора АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и ПАО «Газпром».
2.3.7. Результаты ОКР «Лидер-ООБ» предполагается использовать для реализации ОКР «Разработка технического проекта атомного ледокола -лидера мощностью на винтах 120 МВт для круглогодичной работы на трассе Северного Морского Пути» (шифр «Ледокол-лидер»), что в дальнейшем будет способствовать обеспечению эффективного освоения природных ресурсов, развития промышленных комплексов, улучшения транспортных связей, обеспечения безопасности мореплавания, укрепления обороноспособности, проведения научных исследований для закрепления суверенных прав Российской Федерации в Арктике.
2.3.8. Результаты НИР «БЭСВТ» будут использованы при разработке планов по адаптации существующей воднотранспортной инфраструктуры РФ для поэтапного внедрения в Российской Федерации безэкипажных средств водного транспорта, а также при создании, проектировании и эксплуатации новой транспортной инфраструктуры водного транспорта и ее отдельных объектов для эксплуатации безэкипажных средств водного транспорта и обычных видов транспорта в различных комбинациях.
2.4. Выводы и рекомендации по результатам рассмотрения.
2.4.1. НКС считает работы: ОКР «Манифольд», ОКР «Системы управления СПД», ОКР «Фонтанная Арматура», ОКР «Шлангокабель», ОКР «Система доступа в скважину», ОКР «Подвеска НКТ», ОКР «Лидер-ООБ», НИР «БЭСВТ», выполненными в объемах и в сроки, установленные техническими заданиями, констатирует соответствие результатов рассмотренных НРЮКР требованиям государственных контрактов, а также подтверждает перспективность внедрения результатов НИОКР.
2.4.2. По ОКР «Манифольд», ОКР «Системы управления СПД», ОКР «Фонтанная Арматура», ОКР «Шлангокабель», ОКР «Система доступа в скважину» представить в Департамент станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России полный комплект документации по ОКР в соответствии с требованиями государственных контрактов.
3. О проекте дорожной карты МариНет Национальной технологической инициативы (направление «Технологии освоения ресурсов океана»)
(Доклад - В.В.Савин. Прения - Х-М.М. Валеев, А.В.Гладилин, А.В.Пустошный и др.)
Заслушав и обсудив доклад по проекту дорожной карты Национальной технологической инициативы Агентства стратегических инициатив «МариНет» по направлению «Технологии освоения ресурсов океана»,
НКС отмечает:
3.1. В соответствии с решением НКС (протокол № 40-1 от 21.10.2019 г. п.2.3: «Повторно рассмотреть на заседании НКС проект «Развитие ГидроМаринн/ комплекса МПАК 3D» после устранения замечаний согласно протоколу № 38-2 от 30.08.2019 г. п.2.3: «Ознакомиться с работами АО «ЦКБ МТ «Рубин» с целью исключения дублирования. Обосновать новизну и стоимость работ») на данное заседание повторно вынесен проект Национальной технологической инициативы Агентства стратегических инициатив «МариНет»).
3.2. В АО «ЦКБ МТ «Рубин» отправлен запрос от ООО «ГидроМаринн» от 11.11.2019 г. №028-19 с просьбой подтвердить информацию о разработках по данной тематике для гражданского применения, так как в открытых источниках подобная информация отсутствует.
3.3. Представлены письма от АО «Концерн «Моринформсисгема-Агат» от 02.12.2019 г. №61000-1/9-1506 и от АО «АКИН» от 02.12.2019 г. № 402-23/1282, поддерживающие данный проект.
3.4. НКС считает, что прямых пересечений с ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы и с государственной программой Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» по рассмотренному проекту нет.
3.5. Одобрить для дальнейшего рассмотрения в рамках реализации дорожной карты МариНет Национальной Технологической Инициативы проект - «Развитие ГидроМаринн/ комплекса МПАК 3D».
назад к списку новостей